МПС СССР – это… Что такое МПС СССР? || Что такое мпс

История МПС

МПС СССР – это… Что такое МПС СССР? || Что такое мпс

Железная дорога – История РЖД

Датой образования Министерства путей сообщения России (МПС) считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 г.

, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами, затем в 1742 г.

эти функции перешли к Канцелярии перспективной дороги, а в 1748 г. – к Комиссии о дорогах в Государстве.

В 1798 г. Павел I утвердил проект образования Департамента водяных коммуникаций, который в 1809 г. был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями, с 1820 г. по 1832 г. назывался Главным управлением путей сообщения, а с 1833 г. по 1842 г. – Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 г. в управлении был создан Департамент железных дорог.

Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842 – 1851). В 1862 г. были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы.

15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф – Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.

Ведомство путей сообщения, которое находилось в Санкт-Петербурге (Петрограде) до 1918, в разные годы возглавляли выдающиеся деятели русского государства, среди которых были известные политические деятели, коммерсанты, учёные.

Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников – выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга О железных дорогах , многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог. Труды П.П.

Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий.

Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.

Будучи профессором, П.П. Мельников воспитал плеяду выдающихся инженеров.

Одним из них был Константин Николаевич Посьет – министр путей сообщения с 1874 по 1888 год, с именем которого тесно связано строительство железных дорог в Европейской части России.

В период работы Посьета министром формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию.

Под руководством Мельникова в МПС была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги – от Москвы до Севастополя; Восточной – от Орла до Саратова; Западной – от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной – от Екатеринослава до Ростова.

Общая протяжённость сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 г. было построено 8125,3 км. Успеху строительства способствовало создание в МПС Управления строительства (1867 г.). В структуре МПС были также образованы: Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.), Управление казённых железных дорог (с 1880 г.

), Инспекция железных дорог (с 1892 г.).

К 1900 железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введён в строй ряд других линий.

В 1913 эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км; было перевезено 132,4 тыс. т грузов и 184,8 тыс. пассажиров.

Первая мировая война подорвала экономику России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 г. разруха на транспорте стремительно нарастала.

Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о катастрофическом положении железных дорог. После Октябрьской революции советской власти было необходимо усилить централизацию в управлении железнодорожным транспортом.

При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС).

В ходе Первой мировой и гражданской войн было разрушено более 60% сети, 90% локомотивного и 80% вагонного парка. Только к 1928 г.

удалось в основном восстановить разрушенный железнодорожный транспорт и перевозки довести до объёма 1913 г.
В 1931 и 1932 гг.

Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР был принят ряд постановлений, направленных на интенсификацию перевозок и улучшение работы железнодорожного и безрельсового транспорта.

В 1932 принято решение СНК о реконструкции железных дорог.

Этим решением предусматривалось: усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов, широкое использование щебёночного балласта, создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки, внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.

В 1940 эксплуатационная длина сети достигла 106,1 тыс. км, перевозки грузов составили 592,6 млн. т.
Во время Великой Отечественной войны европейская часть сети железных дорог была полностью разрушена, потеряно 40% вагонов и 50% локомотивов. Несмотря на это, железнодорожный транспорт полностью обеспечил военные перевозки и доставку грузов на фронт.

В 1946 Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в МПС СССР.

В 1954 из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г. преобразовано в концерн Трансстрой ).

В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта.

Программой предусматривалась дальнейшая электрификация, внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств, процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 г. протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн.

т); 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.

В 1982 был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда.

В 1988 был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн. пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 г. в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.

20 января 1992 образовано МПС Российской Федерации.

В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта , в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

№ 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти МПС России упразднено.

Функции упраздненного министерства – федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами…
Для безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ…
Перед пуском дизеля локомотивная бригада должна проверить уровень масла в картере, в редукторах, компрессоре и регуляторе числа оборотов, уровень во…

Источник: http://poezdon.ru/zheleznaya-doroga/istoriya-rzhd/istoriya-mps.html

История Министерства путей сообщения

МПС СССР – это… Что такое МПС СССР? || Что такое мпс

Систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 г., когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Затем в 1742 г.

эти функции перешли к Канцелярии перспективной дороги, а в 1748 г. — к Комиссии о дорогах в Государстве. В 1798 г. Павел I утвердил проект образования Департамента водяных коммуникаций, который в 1809 г. был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями, в 1820-1832 гг.

назывался Главным управлением путей сообщения, а в 1833-1842 гг. — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 г. в управлении был создан Департамент железных дорог. Департамент возглавил строительство Петербурго-Московской железной дороги (1842 — 1851). В 1862 г.

были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Нижегородская железная дорога. Уже после появились Министерства путей сообщения.

Создание Министерства путей сообщения (МПС)

Министерства путей сообщения

15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России.

Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту.

В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.

Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников — выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга «О железных дорогах», многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог. Труды П.П.

Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий.

Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.

Будучи профессором, П.П. Мельников воспитал плеяду выдающихся инженеров. Одним из них был Константин Николаевич Посьет — министр путей сообщения в 1874-1888 гг.

, с именем которого тесно связано строительство железных дорог в Европейской части России.

В период работы Посьета министром формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию. В структуре МПС было образовано:

  • Управление строительства (1867 г.)
  • Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.);
  • Управление казённых железных дорог (с 1880 г.);
  • Инспекция железных дорог (с 1892 г.).

Народный комиссариат путей сообщения (НКПС)

Первая мировая война подорвала экономику России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 г. разруха на транспорте стремительно нарастала. Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о катастрофическом положении железных дорог.

После Октябрьской революции советской власти было необходимо усилить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1932 г.

принято решение СНК о реконструкции железных дорог, которое предусматривало:

  • усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов;
  • широкое использование щебёночного балласта;
  • создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов;
  • перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку;
  • создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки;
  • внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.

Министерство путей сообщения СССР

1946 г. — НКПС был преобразован в МПС СССР. 1954 г. — из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г.

преобразовано в концерн «Трансстрой»).

В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалось:

  • дальнейшая электрификация;
  • внедрение тепловозной тяги;
  • автоматизация и механизация производств, процессов;
  • реконструкция заводов транспортного машиностроения.

Благодаря реализации программы в 1975 г. протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.

В 1982 был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда.

В 1988 был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн. пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 г.

в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.

Министерство путей сообщения Российской Федерации

20 января 1992 г. — образование МПС Российской Федерации. В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

История Министерства путей сообщения

9 марта 2004 г. — МПС России упразднено Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. См. также: Министры путей сообщения

ссылкой:

Источник: https://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai/glavnaya/ministerstvo-putey-soobshcheniya

Министры путей сообщения России и СССР

МПС СССР – это… Что такое МПС СССР? || Что такое мпс

ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Ольденбургский, Георгий Петрович
(1784-1812)
25 июля 181015 декабря 1812
Деволлан, Франц Павлович
(1752-1818)
15 декабря 181230 ноября 1818
Бетанкур, Августин Августинович
(1758-1824)
1 апреля 18192 августа 1822
Вюртембергский, Александр
(1771-1833)
20 сентября 18223 сентября 1832
ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Толь, Карл Фёдорович
(1777-1842)
1 октября 183323 апреля 1842
Клейнмихель, Пётр Андреевич
(1793-1869)
11 августа 184215 октября 1855
Чевкин, Константин Владимирович
(1802-1875)
15 октября 185511 октября 1862
Мельников, Павел Петрович
(1804-1880)
11 октября 186223 июня 1865
ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Мельников, Павел Петрович
(1804-1880)
23 июня 186520 апреля 1869
Бобринский, Владимир Алексеевич
(1824-1898)
20 апреля 18692 сентября 1871
Бобринский, Алексей Павлович
(1826-1894)
2 сентября 187110 июля 1874
Посьет, Константин Николаевич
(1819-1899)
10 июля 18747 ноября 1888
Паукер, Герман Егорович
(1822-1889)
7 ноября 188829 марта 1889
Гюббенет, Адольф Яковлевич
(1830-1901)
30 марта 188917 января 1892
Витте, Сергей Юльевич
(1849-1915)
15 февраля 189230 августа 1892
Кривошеин, Аполлон Константинович
(1833-1902)
30 августа 189216 декабря 1894
Хилков, Михаил Иванович
(1834-1909)
4 января 189525 октября 1905
Немешаев, Клавдий Семёнович
(1849-1927)
28 октября 190524 апреля 1906
Шауфус, Николай Константинович
(1846-1911)
25 апреля 190629 января 1909
Рухлов, Сергей Васильевич
(1852-1918)
29 января 190927 октября 1915
Трепов, Александр Фёдорович
(1862-1928)
30 октября 191527 декабря 1916
Кригер-Войновский, Эдуард Брониславович
(1864-1933)
28 декабря 191628 февраля 1917
ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Некрасов, Николай Виссарионович
(1879-1940)
2 марта 19174 июля 1917
Тахтамышев, Георгий Степанович
(1874-1930)
11 июля 191724 июля 1917
Юренев, Пётр Петрович
(1874-1943)
25 июля 191731 августа 1917
Ливеровский, Александр Васильевич
(1867-1951)
31 августа 191725 октября 1917
ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Елизаров, Марк Тимофеевич
(1863-1919)
28 октября 191720 января 1918
Невский, Владимир Иванович(1876-1937),

и. о.

  

20 января 191824 февраля 1918
Рогов, Алексей Гаврилович
(1886-1950)
25 февраля 19189 мая 1918
Кобозев, Пётр Алексеевич
(1878-1941)
9 мая 191816 июня 1918
Невский, Владимир Иванович
(1876-1937)
25 июля 191817 марта 1919
Красин, Леонид Борисович
(1870-1926)
17 марта 191920 марта 1920
Троцкий, Лев Давидович(1879-1940),

и. о.

20 марта 192010 декабря 1920
Емшанов, Александр Иванович
(1891-1937)
10 декабря 192014 апреля 1921
Дзержинский, Феликс Эдмундович
(1877-1926)
14 апреля 19216 июля 1923

Образован 6 июля 1923 года. 30 января 1931 года из него выделен Наркомат водного транспорта СССР.

ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Дзержинский, Феликс Эдмундович
(1877-1926)
6 июля 19232 февраля 1924
Рудзутак, Ян Эрнестович
(1887-1937)
2 февраля 192411 июня 1930
Рухимович, Моисей Львович
(1889-1938)
11 июня 19302 октября 1931
Андреев, Андрей Андреевич
(1895-1971)
2 октября 193128 февраля 1935
Каганович, Лазарь Моисеевич
(1893-1991)
28 февраля 193522 августа 1937
Бакулин, Алексей Венедиктович
(1899-1939)
22 августа 19375 апреля 1938
Каганович, Лазарь Моисеевич
(1893-1991)
5 апреля 193825 марта 1942
Хрулёв, Андрей Васильевич
(1892-1962)
25 марта 194226 февраля 1943
Каганович, Лазарь Моисеевич
(1893-1991)
26 февраля 194320 декабря 1944
Ковалёв, Иван Владимирович
(1901-1993)
20 декабря 194415 марта 1946

15 марта 1946 года преобразован в одноимённое министерство.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 

Создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585.

 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС России оставались лишь функции государственного регулирования).

РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились. Указом президента от 9 марта 2004 года МПС России было упразднено.

ИмяДата вступления в должностьДата снятия с должности
Фадеев, Геннадий Матвеевич
(р. 1937)
23 сентября 200314 июня 2005
Якунин, Владимир Иванович
(р. 1948)
14 июня 200520 августа 2015
Белоозеров, Олег Валентинович
(р. 1969)
20 августа 2015

Источник: http://mozd-mosreg.ru/%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D1%81%D1%81/

Мед-Инфо
Добавить комментарий